Святитель Василий, Епископ Кинешемский, новомученик
Святитель Василий (в миру Преображенский Вениамин Сергеевич) родился в 1876
году в г. Кинешма Костромской губернии (ныне Ивановской области).
Отец святителя Василия Кинешемского, протоиерей Сергий Александрович
Преображенский, был сыном «дъячка Ярославской епархии, Любимского уезда, села
Троицкого, что на болоте Александра Федорова Преображенского».
В 1869 году, будучи студентом выпускного класса Ярославской духовной семинарии,
Сергей Александрович венчается с дочерью священника Костромской губернии
Вознесенской церкви г. Кинешмы Павлой Капитоновной Херсонской.
Отец невесты, иерей Капитон Херсонский, служивший в этом храме с декабря
1836-го, скоропостижно скончался 22 ноября 1868 года. По существующей в то
время традиции церковный приход, лишившийся настоятеля, переходил либо к сыну,
либо к зятю.
Поэтому летом 1869 года Сергей Александрович Преображенский, закончив
Ярославскую Духовную Семинарию по первому разряду, удостоившись звания студента
семинарии с правом поступления в Духовную Академию, становится настоятелем
Кинешемской Вознесенской церкви.
16 августа 1869 года он был рукоположен в сан священника к приходу Вознесенской
церкви епископом Кинешемским Иоанафаном. И «с открытием при сей церкви женской
общины состоял приходским священником, исполняя (в течение 19 лет) должность
священника и духовника сей обители с 20 мая 1869 года». (Клировая ведомость по
Вознесенской церкви за 1891 год).
Мать святителя Василия, Павла Капитоновна Херсонская, родилась 18 мая 1845
года. Она была четвертым ребенком в семье настоятеля Вознесенской церкви иерея
Капитона Максимовича Херсонского и его жены Надежды Васильевны.
Павла Капитоновна получила домашнее воспитание и «была очень религиозной
женщиной». Умерла она 19 ноября 1913 года и похоронена в Кинешме на Сретенском
кладбище.
Преображенские жили на ул. Вознесенской рядом с храмом, где протоиерей Сергий
служил настоятелем. В Кинешемском историческом музее хранится «Алфавитный
список домовладельцев г. Кинешмы за 1888-1889 годы». Под номером 384 в нем значится:
«Преображенская Павла Капитоновна - жена священника». Двухэтажный деревянный
дом, окруженный садом и забором с высокими воротами, ещё помнят многие
кинешемцы. Он был снесен в 60-е годы ХХ столетия. На его месте в настоящее
время находится городская прокуратура.
В семье отца Сергия и матушки Павлы было несколько детей. В декабре 1869 года
родилась дочь Валентина. В 1874 году на свет появилась Агния.
7 января 1876 года в день празднования Собора Предтечи и Крестителя Господня
Иоанна родился Вениамин, будущий святитель Василий, епископ Кинешемский. Запись
в метрической книге Вознесенской церкви г. Кинешмы гласит, что 7 января 1876 г.
родился младенец Вениамин. Родители ребенка: "Костромской губернии города
Кинешмы Вознесенской церкви священник Сергей Александрович и законная жена его
Павла Капитоновна Преображенские, оба православного вероисповедания".
Обряд крещения новорожденного 11 января 1876 г. совершил "Кинешемского
Успенского Собора священник Николай Реформатский с дьяконом кинешемской
Вознесенской церкви Иоанном Розановым и дьячком сей церкви Петром
Горским". Восприемниками Вениамина стали "плесский мещанин Николай
Алексеевич Шведов и кинешемская мещанка девица Александра Авраамиевна
Михайлова".
Валентина Сергеевна Преображенская окончила курс учения в Кинешемском женском
двухклассном училище, где преподавала её тётя по материнской линии - Вера
Капитоновна Херсонская.
В апреле 1887 г. в возрасте 17 лет она бракосочеталась с Дмитрием Дмитриевичем
Побединским 26-и лет. Жених на тот момент служил псаломщиком Николаевской
церкви села Вичуга Кинешемского уезда Костромской епархии. С 23 апреля 1887
года Дмитрий Дмитриевич Побединский из псаломщиков села Вичуги переводится
священником Кинешемской Вознесенской женской общины.
Известно о рождении в семье Побединских дочерей: Нины, Лидии и Софии. Другие
сведения о семье Побединских пока не найдены.
Агния Сергеевна Преображенская училась в том же женском двухклассном училище,
что и старшая сестра Валентина.
В 1901 году в возрасте 27 лет она венчалась с костромским мещанином Василием
Григорьевичем Орловым.
Антонин, закончив Кинешемское Духовное училище, поступил в Костромскую Духовную
семинарию. Учился он классом ниже Вениамина, находясь на попечении отца.
Вениамин в 1885-1890 гг. учился в Кинешемском Духовном училище, которое
закончил по первому разряду с правом поступления в Духовную Семинарию без
экзамена. В 1890 году поступил в Костромскую Духовную Семинарию. Вместе с ним
на одном курсе учился Александр Поздеевский (будущий архиепископ Волоколамский,
викарий Московской епархии Феодор). После блестящего окончания курса обучения
Вениамин Сергеевич был направлен на казенный счет в Киевскую Духовную Академию.
В 1900 г. заканчивает академию со степенью кандидата богословия, тема
диссертации «Славяно-русский скитский Патерик».
В 1901-1902 гг. учился в Императорском Археологическом институте в
Санкт-Петербурге.
До 1910 г. преподавал в Воронежской Духовной Семинарии историю и обличение
русского раскола и местных сект, обличительное богословие и Священное Писание
Нового Завета. В это время написал диссертацию «О скитском Патерике», за
которую получил степень магистра богословия. В Воронежской мужской воскресной
школе им. А.С.Пушкина преподавал русский язык, в Епархиальном женском училище –
гражданскую историю, в частной женской гимназии М.П.Кожевниковой историю.
Входил в состав Губернской ученой архивной комиссии и был членом совета
Церковного историко-археологического комитета, в котором в 1907г. занимал
должность хранителя музея, а в 1909-1910 заведующего музеем. Проживал по
адресу: ул. Большая Дворянская, д.30. На этой же улице находилась Воронежская
Духовная Семинария.
В 1910-1911 гг. для изучения европейской культуры ездил в Англию. В 1912 – 1913
гг. работал в Миргороде. В 1913 г. переехал в Москву и поступил в
педагогический институт им. Павла Григорьевича Шелапутина, окончил который в
1915г. В «Известиях» института в книге V за 1915 г. была помещена работа В.С.Преображенского
«Бой-Скауты. Книга выдержала за очень короткий срок два издания. В.С.
Преображенского считают первым идеологом Русского скаутизма. По возвращении с
1914 г. преподавал латинский язык в одной из первых частных гимназий в Москве
при Лютеранской церкви Петра и Павла.
Осенью 1918 г. вернулся в Кинешму, поступил псаломщиком в Вознесенскую церковь,
в которой служил его отец. Вскоре В.С. Преображенский приступил к созданию в
Кинешме и ее окрестностях православных кружков, основной целью которых было
изучение Священного Писания. 16 июля 1920 г. в Костроме архиепископом
Костромским и Галичским Серафимом (Мещеряковым) Преображенский был рукоположен
во иерея целибатом, вскоре он принял монашеский постриг с именем Василий в
честь Василия Великого.
19 сентября 1921 г. в Кинешме в Успенском соборе состоялась хиротония
Василия во епископа Кинешемского, викария Костромской епархии, в которой
участвовали архиепископ Серафим (Мещеряков), епископ Юрьевcкий Иерофей
(Померанцев) и епископ Нерехтский, викарий Костромской епархии, Севастиан
(Вести). Став епископом, Василий вел аскетический образ жизни: поселился на
окраине города в маленькой баньке, никакого имущества у него не было, спал на
голом полу, положив под голову полено. Скрывая свой подвиг, принимал
посетителей в канцелярии, устроенной в доме рядом с Вознесенской церковью.
Помимо ежедневных церковных служб, во время которых епископ Василий обязательно
проповедовал, он исповедовал, обходил дома нуждающихся, посещал монастыри и
основанные им кружки по всей епархии. За короткий срок епископ Василий организовал новые кружки в Кинешме, Юрьевце, Вичуге и других городах и
селах. Летом 1922 г. владыка благословил священникам, чьи храмы были захвачены
обновленцами, не покидать своей паствы, совершать литургию на сельских
площадях. Пример такого служения он подавал сам, и на эти службы сходились
тысячи людей. В 1922 г. , когда в связи с разразившимся в Нижнем Поволжье
голодом власти распорядились подбирать оставшихся без родителей детей и
отправляли их по разным городам в детдома. Владыка устроил в доме своей
прихожанки приют для девочек. В начале 1923 г. Иваново-Вознесенский архиепископ
Иерофей (Померанцев) перешел в обновленческий раскол. 4 марта 1923 г. на эту
кафедру был назначен епископ Василий.10 мая 1923 г. он был арестован, сослан в
Зырянский край на 2 года. Отбывал срок в пос. Усть-Кулом на реке Вычегде в Коми
АССР, куда были сосланы также священномученики: Казанский митрополит Кирилл
(Смирнов) и Новоторжский епископ Феофил (Богоявленский), а также Петергофский
епископ Николай (Ярушевич) и ещё несколько священников.
В мае 1925 г. епископ Василий вернулся в Кинешму. В начале 1926 г. власти
предписали ему покинуть город. Вместе со своим келейником А. П. Чумаковым
епископ уехал на его родину - в деревню Иоаннополь Галичского уезда Костромской
губернии, где прожил около полугода. Затем поехал в Саров, был в Дивееве,
оттуда отправился в Н. Новгород, где вместе с заместителем Патриаршего
Местоблюстителя митрополитом Сергием (Страгородским) и сщмч. епископом
Александром (Щукиным) участвовал в хиротонии иеромонаха Николая (Голубева) во
епископа Ветлужского. Летом 1926 г. В. был назначен епископом Вязниковским,
викарием Владимирской епархии. В 1926 - нач. 1927 г. на основе бесед, которые
епископ Василий вел в созданных им религиозных кружках, он написал «Беседы на
Евангелие от Марка» (М., 1996). В начале 1927 г. Владимирский епископ
священноисповедник Афанасий (Сахаров), находившийся в то время под арестом,
предлагал владыке принять во временное управление Владимирскую епархию. Однако
управлявший в то время Русской Церковью ввиду ареста митрополита Сергия
(Страгородского) архиепископ Серафим (Самойлович) назначил епископа Василия на
Ивановскую кафедру.
По окончании срока ссылки В. в сентябре 1932 г. поселился в Орле. В марте
следующего года ОГПУ предприняло в Кинешме аресты духовенства и мирян, многие
из которых знали В. 31 марта он был вызван в Орловское ОГПУ, арестован и
отправлен в Кинешемскую тюрьму. Обвинен в создании «сети контрреволюционных
кружков, ставивших своей задачей через религиозное антисоветское воспитание
религиозных масс свержение существующего строя», и в июле 1933 г. приговорен к
5 годам ИТЛ. Отбывал срок в Волжском ИТЛ вблизи г. Рыбинска. После освобождения
в январе 1938 г. некоторое время жил в Рыбинске, затем поселился в с. Котове
Угличского района Ярославской обл., где служил в местном храме. 5 ноября 1943
г. Владыка вновь был арестован, заключен во внутреннюю тюрьму НКГБ в Ярославле,
в январе 1944 г. переведен во внутреннюю тюрьму НКГБ в Москву, 13 июля - в
Бутырскую тюрьму. В июле 1944 г. по обвинению в антисоветской деятельности
приговорен к 5 годам ссылки. Скончался 13 августа 1945 года в селе Бирилюссы на
реке Чулым Красноярского края.
В августе 1993 г. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил
местное почитание священноисповедника. Общецерковное прославление святителя
Василия состоялось на Архиерейском юбилейном Соборе РПЦ 2000 г.
Арх.: ГАКО. Ф. 130. Оп. 9. Д. 798. Л. 33 об.- 34 об. (Клировая ведомость по
Вознесенской ц. г. Кинешмы за 1891); Д. 824. Л. 30 об. (Клировая ведомость за
1893); Ф. 432. Оп. 1. Л. 294; Архив УФСБ РФ по Ивановской обл. Д. 7972-П; Д.
9139-П; ЦА ФСБ РФ. Д. Р-35561; Д. СО-28724; ГАИО.Ф.1155.Оп.8.Д.14,15,16,17.
Метрические книги Вознесенской церкви г. Кинешма; Ф.155.Оп.1.Д.4,5,6.
Метрические книги Вознесенской церкви г. Кинешма.
Ист.: Разрядный список учеников Кинешемского ДУ // Костромские ЕВ. 1889. № 15.
Ч. офиц. С. 190; Разрядный список учеников Кинешемского ДУ // Там же. 1890. №
15. Ч. офиц. С. 198. Памятные книжки Воронежской губернии 1901-1913 гг.
Лит.: Житие свт. Василия Кинешемского. М., 1994; Не предать забвению: Кн.
памяти жертв полит. репрессий, связанных судьбами с Ярославской обл. Ярославль,
1994. Т. 2. С. 79; Дамаскин. Кн. 2. С. 204-240; он же. Жизнеописание свт.
Василия, еп. Кинешемского // Василий (Преображенский), еп. Кинешемский, свт.
Беседы на Евангелие от Марка. М., 1996. С. 3-40; Зонтиков Н. А. Костромская ДС:
Вехи истории: К 250-летию со дня основания (1747-1997 гг. ). Кострома, 1997. С.
20; Федотов А. Ивановская епархия РПЦ в 1918-1993 гг. : Внутрицерковная жизнь и
взаимоотношения с гос-вом. Иваново, 1999. С. 3-11, 10-104; Александр (Могилёв),
архиеп. Священномученик Никодим: Жизнь, отданная Богу и людям. Кострома, 2001.
С. 55-56, 254-255.
Игум. Дамаскин (Орловский), Н. А. Зонтиков.
Дополнения С.Ю. Фокина.
Комментариев нет:
Отправить комментарий